Простейшее зарядное устройство для зарядки
автомобильных аккумуляторов можно изготовить при наличии
понижающего трансформатора. Самыми распространенными
трансформаторами, применяемыми, в том числе для освещения гаражей,
используются на напряжение 12 и 36 вольт. Трансформатор на
напряжение 12 вольт не сможет обеспечить необходимый ток зарядки, и
лучше применить для этой цели трансформатор с напряжением не менее
16 вольт.
Для зарядки аккумулятора необходимо выпрямленное,
пульсирующее (без сглаживания при помощи конденсаторов и дросселей)
напряжение, поданное через регулятор тока. Считается, что
оптимальным током для зарядки автомобильного аккумулятора является
ток 0,1Iн, т.е. для самого распространенного аккумулятора на ток 55
ампер, ток зарядки должен быть 5 - 5,5 ампер, при этом время заряда
должно быть равно примерно 10 - 12 часов.
Самым простым зарядным устройством, может быть устройство по
схеме на рис.1:
В схеме применяется выпрямительный диод на ток
5...50 ампер и обратное напряжение не менее 100 вольт, например:
Д242 - Д247, КД203, КД206, КД210 и пр. Регулятором тока в этой
схеме применена автомобильная лампа, а мощность ее зависит от
напряжения на вторичной обмотке трансформатора. Так при напряжении
24 вольта, автомобильная лампа должна иметь мощность 40 ватт, для
этой цели подойдут две лампы на 21 ватт, соединенных параллельно,
или боле мощные лампы. Ток заряда по такой схеме будет около 1
ампера.
При напряжении трансформатора на 36 вольт
необходимо применять автомобильные лампы на напряжение 24В, или
включенные последовательно две по 12 вольт. Ток зарядки при этом
будет ~1,5 ампера.
Для увеличения зарядного тока в 2 раза, и наличии
4-х выпрямительных диодов, можно собрать мостовую схему выпрямления
напряжения по схеме рис. 2:
Такие зарядные устройства применимы для подзарядки
аккумулятора, так как для зарядки полностью разряженного
аккумулятора требуется очень длительное время (до 20-и часов и
более).
При работе с данными с зарядными
устройствами соблюдайте следующие меры безопасности!!!
- отключите зарядное устройство от сети, и
только потом отсоединяйте от аккумулятора, во избежание взрыва
электролита;
- при зарядке (подзарядке) аккумулятора
непосредственно на автомобиле необходимо снять хотя бы одну клемму
с выводов аккумулятора ( проще клемму "-", соединенную с "массой"
кузова автомобиля);
- при работе с сетевым напряжением 220В
соблюдайте осторожность: используйте целые сетевые вилки и провода,
желательно использовать УЗО или автоматические выключатели, а так
же евро-розетки и евро-вилки с заземляющим проводом;
- Включенное зарядное устройство должно
находиться под наблюдением, либо предприняты меры по пожарной
безопасности, на случай перегорания или взрыва ламп;
- Заземлить корпус и пластины
трансформатора.
В самых сложных условиях, когда нет понижающего
трансформатора, но имеется выпрямительный диод на напряжение 400
вольт на ток не менее 2-х ампер, и лампы накаливания на 220 вольт,
можно собрать зарядное устройство по схеме на рис 3.
В этой схеме ток зарядки зависит от мощности лампы
накаливания. Так при мощности лампы 200 ватт, зарядный ток будет
составлять около ~0,5 ампера (лампы можно соединять параллельно).
Для увеличения зарядного тока можно применить более мощную лампу,
либо применить любые бытовые приборы (утюг, электроплитка),
мощностью 500…1000 ватт. Ток заряда пропорционально
увеличивается.
При наличии 4-х выпрямительных диодов (рис.4) ток
заряда увеличивается вдвое.
ВНИМАНИЕ!!!
Применение зарядных устройств без трансформатора необходимо
соблюдать особые меры безопасности:
• при зарядке не прикасайтесь к выводам и даже
к пластмассовому корпусу аккумулятора, т.к. на корпусе может быть
тонкий невидимый слой электролита, проводящий ток;
• при работе с сетевым напряжением 220 вольт
соблюдайте осторожность, используйте целые сетевые вилки, исправные
хорошо изолированные соединительные провода, желательно
использовать УЗО;
• не заряжайте таким устройством аккумулятор
непосредственно на автомобиле, лучше снимите с авто и поставьте на
какую-либо непроводящую ток подставку;
• соблюдайте меры пожарной
безопасности.
Материал опубликован:
персональный сайт Амелина Алексея
http://alex---1967.narod.ru/prostoe_zarjad_ustroistvo.html
*******