Усилитель для автомобиля

Мостовые схемы усилителей низкой частоты, в интегральном исполнении, находят широкое применение в автомобильных УМЗЧ. Они позволяют простыми средствами получить повышенную выходную мощность, при фиксированном напряжении питания. Кроме того усилители по мостовой схеме имеют высокий КПД.
Усилитель на интегральной микросхеме ТА8210АН фирмы Toshiba представлен на рисунке 1.
усилитель для автомобиля
По схеме это стереофонический усилитель класса В. Особенностью микросхемы является очень низкое тепловое сопротивление (1,5 ºС/Вт) и высокая теплоизлучающая способность корпуса. Микросхема снабжена комплексом систем защиты, в том числе от перенапряжений, тепловой , защиты от короткого замыкания выходов на шину питания, на общий провод и между собой.
Микросхема ТА8210АН имеет функцию "Mute" (глушение сигнала) – вывод 1. При уровне менее 1 вольт на этом входе достигается ослабление входного сигнала около 60 Дб, что может быть использовано при выключении питания УМЗЧ. Функция "Stand-By" (вывод 4) – режим ожидания, позволяет перевести все каскады в "запертое" состояние при напряжении ниже 3 вольта. При таком напряжении на воде "Stand-By" потребляемый ток составляет менее 10 мкА, что позволяет обойтись без мощных реле или выключателей и управлять микросхемой без отключения ее выводов питания от аккумулятора автомобиля.
В микросхеме ТА8210АН существуют два земляных контура: сигнальный (вывод5) и силовые (вывод 14 для цепей канала 1; 13 – для канала 2). Корпус микросхемы так же является силовым общим проводом. Цепи питания каскадов так же разнесены: выделена цепь питания предварительных каскадов (вывод 9), отдельные цепи канала1 (вывод 10) и канала 2 (вывод 17). Такая конструкция микросхемы позволяет при правильном проектировании печатной платы получить максимальное переходное затухание между каналами.

Усилитель по схеме на рисунке 1 имеет следующие технические характеристики:

  • Диапазон воспроизводимых частот, Гц .....................20…20000
  • Напряжение питания, В ................................................9…16
  • Ток, потребляемый в режиме покоя, мА ............................120
  • Сопротивление нагрузки, не менее, Ом ................................2
  • Выходная мощность, Вт
  • при Ucc=14,4 В, КНИ=10%, Rн=4 Ом ..........................................22

    при Ucc=13,2 В, КНИ=10%, Rн=4 Ом ..........................................19

  • Коэффициент нелинейных искажений
  • при Ucc=13,2 В, Рвых=1 Вт, Rн=4 Ом, % ..................................0,04

  • Коэффициент усиления по напряжению, дБ .........................50
  • Входное сопротивление , кОм ............................................30
Печатная плата усилителя со схемой расположения элементов представлена на рисунке 2.
усилитель для автомобиля
Вместо микросхемы ТА8210АН можно использовать и другие микросхемы фирмы Toshiba этого модельного ряда, а также аналоги других производителей, при этом монтажная плата не меняется, а изменится только мощность (см. таблицу 1).
усилитель для автомобиля
После монтажа микросхему укрепляют на радиаторе, роль которого может выполнять задняя стенка корпуса усилителя из алюминиевого сплава. Площадь охлаждающей поверхности должна быть не менее 400 кв. см.

При эксплуатации усилителя следует обратить особое внимание на величину напряжения питания – не более 18 В!


Авторский материал:

И.И.Мосягин. Секреты радиолюбительского мастерства

М. - СОЛОН-Пресс, 2005 г

19 сентября 2012, 17:13 СхемыУсилителиadmin19321RSS
vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru rutvit.ru digg.com pikabu.ru blogger.com livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru mister-wong.ru yahoo.com yandex.ru