Автосторож выполнен на одной микросхеме. Характерной его
особенностью является минимум используемых деталей.
Основные технические характеристики автосторожа:
Время перехода в режим охраны, мин
...........................................................1
Время задержки срабатывания сигнализации, с
...........................................5
Продолжительность звучания сигнала тревоги, с
........................................20
Частота прерываний сигнала тревоги, Гц
.....................................................1
Ток потребления в режиме охраны не более, мкА
.......................................50
Размер платы простого автосторожа, мм
...............................................25x40
Принципиальная схема автосторожа приведена рисунке ниже:
В качестве контактных датчиков используются штатные
дверные выключатели. Подобные выключатели можно установить для
капота и крышки багажника, подключив их параллельно дверным
выключателям.
Для перевода автосторожа в режим охраны необходимо
включить тумблер SA1, расположенный в потайном месте салона
автомобиля. Интервал времени между моментами включения питания и
переходом автосторожа в режим охраны, составляет около одной
минуты. За это время необходимо закрыть все двери, капот и крышку
багажника (если там установлены контактные датчики SBn.
При открывании любой двери, капота, крышки
багажника замыкаются контакты кнопочных выключателей SB1 — SBn и
схема переходит в режим тревоги.
Если владелец автомобиля не успеет за 5 секунд
отключить сигнализацию при помощи потайного тумблера SA1, раздается
звуковой сигнал тревоги. В режиме сигнализации в течение 20 с
раздается прерывистый звуковой сигнал. По истечении 20 с сторож
автоматически переходит в режим охраны.
Автосторож работает следующим образом. При
включении сторожа в течение примерно 1 мин через резистор R5
заряжается конденсатор С4. При этом на выводе 11 элемента DD1.5
нулевой потенциал, и мультивибратор на элементах DD1.5 и DD1.6
заблокирован. Спустя 1 мин схема переходит в режим охраны.
При замыкании любого контактного датчика SB1 — SBn
на вывод 1 элемента DD1.1 через диод VD1 поступает нулевой
потенциал. В результате на выводе 4 элемента DD1.2 появляется
нулевой потенциал, что приводит к появлению на выводе 6 элемента
DD1.3 микросхемы положительного потенциала, который через цепь
задержки R4, СЗ поступает на катод диода VD3. Диод закрывается, что
разрешает работу мультивибратора (DD1.5 и DD1.6). Цепь R4, СЗ
формирует задержку срабатывания сигнализации на 5 с. Мультивибратор
формирует прямоугольные импульсы с частотой следования 1 Гц,
которые через резистор R9 поступают на ключ на транзисторах VT1 и
VT2, в коллекторной цепи которого включена обмотка
реле звукового
сигнала К1 автомобиля. Время звучания
сигнала определяется постоянной времени цепи R3, C2.
После заряда конденсатора С2 (спустя примерно 20 с) на выводе 11
мультивибратора (элемент DD1.5) устанавливается нулевой потенциал и
он блокируется. Схема переходит в режим охраны.
Если любой контактный датчик SB1 — SBn замкнут, то
сигнал тревоги звучит постоянно.
При использовании в качестве датчиков дверных
выключателей может возникнуть ситуация, когда на входы микросхемы
(вывод 1 DD1) КМОП структуры, на которой выполнено устройство,
будет поступать напряжение, в то время как в цепи питания ее оно
будет отсутствовать (сторож выключен). Это может привести к выходу
микросхемы из строя. Для защиты микросхемы используется цепь,
состоящая из диода VD1 и
резисторов R1, R2, R7.
В автостороже вместо микросхемы К561ЛН2 можно
использовать К564ЛН2 (при этом придется изменить рисунок печатной
платы). Транзистор КТ315 можно заменить на КТ342, КТ3102, а КТ815 —
на КТ817 или КТ819. Емкости всех конденсаторов могут отличаться на
±50% от номиналов, приведенных на схеме, однако это изменит
выбранные временные интервалы. Их можно скорректировать подбором
соответствующих резисторов. Желательно использовать
электролитические конденсаторы с рабочим напряжением 16 В и
небольшим током утечки, особенно это важно для конденсаторов C2 и
С4, которые при значительной емкости работают в паре с высокоомными
резисторами. В противном случае большой ток утечки может сделать
схему неработоспособной.
Устройство смонтировано на печатной плате из одностороннего
фольгированного текстолита (см. рисунок).
При правильно собранной схеме и исправных элементах
устройство не нуждается в налаживании. Настройка
заключается в установке желаемых временных интервалов запаздывания
подбором сопротивлений
резисторов R3, R4 и R5.
Автосторож смонтирован в миниатюрном пластмассовом
корпусе, например, от детских счетных палочек и залит эпоксидным
компаундом для предотвращения влияния влаги. Он может
устанавливаться в незаметном месте под приборной панелью, а тумблер
SA1 — в удобном потайном месте салона автомобиля. Сторож может
работать с другими механическими датчиками качания. При этом важно,
чтобы при срабатывании на их выходе был нулевой потенциал.
Подключение автосторожа к элементам автомобиля осуществляется
контакта, обозначенными на схеме X1.1 – Х1.4.
Авторский материал:
Андрианов В.И., Соколов А.В.
Охранные устройства для автомобилей
Справочное пособие, - Лань, Спб., 1997 г