Автомобильная СВ радиостанция

Радиостанция предназначена для работы в автомобиле, катере или стационарных условиях. Для ее питания требуется источник постоянного тока напряжением 12 - 15 В с током не менее 1 А. Дальность связи с аналогичной радиостанцией составляет около 2 - 5 км в городе, до 15 км на автотрассе и до 30 км при работе в стационарном режиме на полноразмерную антенну, расположенную на мачте. Радиостанция работает с антенной, имеющей волновое сопротивление 75 Ом.


ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЬНОЙ СВ РАДИОСТАНЦИИ

  • Рабочий диапазон .......................................................................... 27 МГц.
  • Выходная мощность передатчика при напряжении
  • питания 12В на на нагрузке 75 Ом ................................................................3 Вт.

  • Модуляция частотная с девиацией .....................................................2,5 кГц.
  • Ток потребления по передаче, не более .................................................0,6 А.
  • Ток потребления по приему, не более .................................................0,015 А.
  • Чувствительность приемника при отношении сигнал/шум не хуже .............1 мкВ.
  • Селективность по соседнему каналу при расстройке ±10 кГц не хуже ....... 36дБ.

Принципиальная схема автомобильной СВ радиостанции показана на рисунке:

схема автомобильной св радиостанции

Приемный тракт построен по упрощенной схеме на основе микросхемы К174ХА26. Схема приемника — супергетеродинная, с одним преобразованием частоты. Сигнал с антенны поступает непосредственно на вход УРЧ на транзисторе VT1 без входного контура. Диоды VD1 и VD2 защищают входной транзистор от перегрузки при неисправности реле К1, а также от наводок с выхода передатчика через емкость контактов реле.
В коллекторной цепи транзистора VT1 включен контур, настроенный на середину рабочего участка диапазона. Напряжение сигнала поступает с этого контура через емкостный делитель из конденсаторов СЗ и С4, входящих в состав контура.
В схеме автомобильной СВ радиостанции используется собственный гетеродин микросхемы А1. Выбор каналов производится при помощи простого переключения кварцевых резонаторов при помощи переключателя S1.1. Число каналов — 4, но каналов может быть сколь угодно много, все зависит от наличия нужных кварцевых резонаторов и переключателя на такое количество положений. Можно сделать отдельные переключатели каналов для приемника и передатчика, тогда можно будет работать на разнесенных частотах.
С выхода преобразователя частоты сигнал ПЧ 465 кГц, поступает через пьезокерамический фильтр Z1, на усилитель-ограничитель ПЧ и частотный детектор. В фазосдвигающей цепи частотного детектора работает контур L2 C10, настроенный на частоту ПЧ. С выхода детектора (вывод 10 микросхемы) ЗЧ сигнал поступает через фильтр R6 C13 и регулятор громкости R7 на простой двухкаскадный УЗЧ на транзисторах VT2 — VT4 с двухтактным выходным каскадом. Системы шумоподавления в ее классическом представлении нет, имеется только простой ФНЧ на R6 C13, который «обрезает» высокочастотные составляющие ЗЧ-сигнала, таким образом, значительно снижая уровень шумов. Подобрав номинал С13, можно установить такой порог подавления, при котором шумы практически не будут слышны, но сигнал тонального вызова и речь будут громкими и разборчивыми, хотя и несколько «бубнящими». Приемный тракт питается напряжением 6,5 В от параметрического стабилизатора на транзисторе VT9.
Передатчик автомобильной СВ радиостанции выполнен на двух транзисторах VT5 и VT6; на транзисторе VT6 собран задающий генератор, в котором осуществляется частотная модуляция, на VT5 — усилитель мощности с выходом, согласованным на нагрузку 75 Ом. Переключение каналов производится так же, как и в приемном тракте - при помощи переключения резонаторов секцией переключателя S1.2.
Частотная модуляция производится путем небольшого, управляемого низкочастотным сигналом, сдвига частоты резонанса кварцевого резонатора при помощи последовательной LC-цепи, состоящей из дросселя L9 и варикапной матрицы VD5. Микрофонный усилитель-ограничитель собран на двух транзисторах VT7 и VT8. Микрофон применяется динамический. Для формирования сигнала вызова служит цепь R18 C27, включаемая кнопкой SK1 между входом и выходом этого усилителя, переводя его таким образом в генераторный режим.
Радиостанция собрана в металлическом корпусе размерами 180x180x55 мм (размеры стандартной автомагнитолы). Корпус разделен на три экранированных отсека, в одном располагается плата приемного тракта, в другом смонтирован на контактных лепестках объемным монтажом передатчик, в третьем располагается галетный переключатель каналов. Все кварцевые резонаторы распаяны не посредственно на керамических панелях этого переключателя (S1), а соединение с приемником и передатчиком выполнено наикратчайшими проводниками.
Плата приемного тракта радиостанции, размером 126х38 мм приведена на рисунке:
плата приемника автомобильной св радиостанции

Плата микрофонного усилителя и модулятора радиостанции, размером 40х50 мм приведена на рисунке ниже:

плата микрофонного усилителя автомобильной св радиостанции

Катушки L1 и L2 приемника намотаны на каркасах с сердечниками и экранами от катушек модулей цветности, или декодеров телевизоров ЗУСЦТ. Эти каркасы имеют диаметр 5 мм и подстроенный ферритовый сердечник диаметром 2,8 мм. Катушка L1 содержит 6,5 витков провода ПЭВ диаметром 0,35 мм, намотанных виток к витку, катушка L2 содержит 80 витков провода ПЭВ диаметром 0,1 мм, намотанных внавал на участке каркаса длиной 7 мм.
Пьезокерамический фильтр типа ФП1П-0.49 на 465 кГц, но можно использовать любой пьезофильтр от радиоприемника с ПЧ 465 кГц, нужно только учитывать, что от качества этого фильтра зависит вся селективность приемника по соседнему каналу. Если фильтр имеет большие размеры (например ПФ1П2), его можно расположить рядом с печатной платой возле микросхемы А1, соединения при этом должны быть предельно короткими.
В отсеке для передатчика установлена дюралюминиевая пластина размерами 110x45x10 мм, в ней просверлены отверстия под резьбовые участки корпусов транзисторов VT5 и VT6, а также отверстия для крепления контактных лепестков; монтаж ведется на этих лепестках и выводах транзисторов. На печатной плате монтируется только микрофонный усилитель с частотным модулятором.
Катушки передатчика не имеют каркасов. L3 имеет внутренний диаметр 13 мм, она содержит 12 витков провода ПЭВ диаметром 0,55 мм (0,61 мм), L7 имеет такой же диаметр и провод, содержит 20 витков. L6 - два, три витка монтажного провода, проложенные по поверхности L7. В качестве L4 и L5 применен дроссель ДМ-1,2 на 5 мкГн, L8 — ДМ-0,4 на 20 мкГн, L9 — дроссель ДМ-0,4 на 16 мкГн. При отсутствии промышленных дросселей их можно намотать самому на резисторах MЛT-0,5 с сопротивлением более 100 кОм. L4 и L5 содержат по 35 витков провода ПЭВ диаметром 0,5 мм, L8 и L9 — 70 и 55 витков провода ПЭВ диаметром 0,25 мм.
Подстроенные конденсаторы — керамические КПК. При отсутствии транзистора КТ606 можно оба каскада передатчика сделать на КТ904, но при этом, возможно, придется немного уменьшить сопротивление R13. Переключатель S1 — галетный с керамическими платами на два направления, S2 и S3 — тумблеры на ток до 1 А. Реле К1 - РЭС10 или любое другое на 12 В, желательно с меньшей емкостью контактов. Кнопка SK1 — приборная типа МК-1. Кварцевые резонаторы выбираются парами, резонатор передатчика должен быть на частоту канала, а резонатор приемника того же канала отличаться от него по частоте на 465 кГц.
Настройка приемника автомобильной СВ радиостанции затруднений не вызывает. Режим УЗЧ устанавливается подбором номинала R8 так, чтобы в точке соединении эмиттеров VT3 и VT4 было напряжение, равное половине напряжения на выходе стабилизатора на VT9. Затем нужно настроить контуры приемника. Если гетеродин будет работать нестабильно (на некоторых каналах срывается генерация), нужно подобрать номинал резистора R3.
При настройке передатчика автомобильной СВ радиостанции применяется эквивалент антенны - резистор на 75 Ом и мощностью 2 Вт, включенным на выходе передатчика. Мощность можно определить, измеряя ВЧ-напряжение на этом резисторе при помощи осциллографа или ВЧ вольтметра. Ток потребления задающего генератора — 55 мА, ток передатчика — 600 мА (не учитывая тока, потребляемого обмоткой реле).

Авторский материал:

Андреев С. Мобильная СВ радиостанция
Радиоконструктор. - 1999.- №9. - с. 10
25 мая 2012, 15:40 СхемыРадиостанцииadmin15013RSS
vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru rutvit.ru digg.com pikabu.ru blogger.com livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru mister-wong.ru yahoo.com yandex.ru